В статье разберем основные виды покрытий, которые используются для обустройства въезда на участок, поговорим об их преимуществах и недостатках.
Обустройство въезда на дачный участок в большинстве случаев ложится на собственника, а не на кооператив, который чаще всего ограничивается отсыпкой дорог щебнем и вырытыми вдоль них дренажными канавами. Важно понимать плюсы и минусы разных видов покрытий и способов обустройства заезда. При выборе можно исходить из следующих факторов:
- Тип грунта, его плотность, высота грунтовых вод и уровни весенних паводков;
- Степень застройки участка и необходимость в заезде на прилегающие территории тяжелого транспорта или спецтехники;
- Погодные условия в регионе – количество и частота осадков, минимальные температуры зимой и максимальные летом;
- Тип устанавливаемых ворот – откатные, распашные, сдвижные, а также их размер.
При наличии снаружи дренажного канала его обязательно стоит сохранить, установив водопропускную трубу.
Специфика монтажа водопропускной трубы для дренажа
Если в кооперативе обустроены дренажные канавы, перекрывать их нельзя, так как это чревато размытием дорог и заборов. Заезд на участок на дачу в этом случае обустраивают с применением стальной, пластиковой или железобетонной водопропускной трубы. Ее укладывают практически на дно канавы, предварительно застелив его геотекстилем, а по бокам в опалубку заливают оголовки – железобетонные армированные бортики. Свободное пространство между ними засыпают песком и гравием. Боковые откосы укрепляют георешеткой или щитами. На следующем этапе обустраивают въезд на участок выбранным способом.
Использование щебня
Это бюджетное и наиболее простое решение, которое подходит для большинства дачных участков, если на них не планируется заезд тяжелой техники и нагруженного автотранспорта.
Плюсы:
- Наиболее доступный вариант;
- При необходимости можно досыпать гранитный отсев;
- Высокая дренирующая способность;
- Быстрота обустройства – въезд можно использовать сразу.
Главный минус – это невозможность заезда на участок тяжелой техники и грузового автотранспорта. Во время ливневых дождей не исключено вымывание части покрытия сильными потоками воды.
Тротуарная плитка
Это достаточно распространенная технология, в рамках которой применяется специальная брусчатка, способная выдерживать высокие механические нагрузки. Она укладывается на цементно-песчаную сухую смесь с последующим проливом водой и затиркой швов. Сначала производится выемка верхнего слоя грунта, дно площадки застилается геотекстилем, отсыпается песком и гравием. Подушка утрамбовывается, и на нее по нивелирам насыпается слой сухой цементно-песчаной смеси. По периметру монтируются бордюры на проектную высоту.
Плюсы:
- Большой выбор брусчатки по текстуре, цвету, толщине и расчетным нагрузкам для пешеходных дорожек, площадок под легковой и грузовой автотранспорт;
- Способность выдерживать высокие механические нагрузки, атмосферные явления;
- Ремонтопригодность – при возникновении повреждений брусчатку на поврежденном участке можно заменить.
Из минусов, в первую очередь – сложность технологического процесса укладки. При непрофессиональном подходе есть риски неравномерной усадки, неполного заполнения швов, что приводит к повреждениям брусчатки во время зимней эксплуатации. Цена обустройства заезда плиткой тоже достаточно высока.
Укатывание асфальтом
Если работы выполняются в соответствии с современными технологическими нормами, то основание под укладку асфальта выравнивают, застилают геотекстилем, засыпают слоем песка, утрамбовывают. Снова укладывают геотекстиль, для усиления – георешетку, засыпают слой гравия. Асфальт укатывают в 2-3 слоя, также простилая их армирующим геотекстилем. Общая толщина «пирога» составляет до 30-35 см.
Однако чаще всего на дачных участках для экономии пренебрегают соблюдением всех технологических норм. Все слои укладываются без устилания геотекстилем и укладки георешетки, а толщина слоя асфальта не превышает 3-4 сантиметров.
Плюсы технологии:
- Возможность получения ровной поверхности, устойчивой перед атмосферными явлениями;
- Быстрота обустройства и возможность использования заезда уже в день окончания работ;
- Ремонтопригодность – возникающие поверхностные повреждения легко ремонтируются асфальтобетоном (ямочный ремонт).
Главный минус – это вероятность неравномерной усадки. Если работы выполнены по бюджетной схеме, то при заезде тяжелого транспорта могут продавливаться две колеи. В жаркую погоду асфальтобетон на основе битума размягчается и легче повреждается даже легковыми автомобилями.
Бетонные сборные плиты
В большинстве случаев по этой технологии обустраивают временные въезды на участки для тяжелого грузового транспорта и строительной спецтехники. Перед укладкой плит выполняют выравнивание площадки, застилают ее геотекстилем и засыпают гравием. При необходимости их крепят специальными анкерами и соединяют между собой стальными скобами. При наличии дренажной канавы ее можно сразу обустроить с применением водопропускной трубы или усилить георешеткой, щитами.
Плюсы технологии:
- Высокая несущая способность плит – выдерживают проезд самосвалов, бетоносмесительных машин;
- Устойчивость перед атмосферными явлениями в любое время года;
- Вторичное использование при последующем обустройстве парковочной площадки на участке, в строительстве гаража.
Главный минус технологии – наличие швов между панелями. Их нельзя заделывать, так как они необходимы для компенсации термических деформаций (плотно уложенные друг к другу плиты могут «дыбиться» в жаркие периоды). Но зимой в эти швы попадает вода, которая при замерзании расширяется, что может приводить к механическим повреждениям. Поэтому такая технология применяется в первую очередь для обустройства временных въездов на дачные участки.
Монолитная бетонная площадка
Это наиболее эффективный и долговечный метод, который полностью окупает вложения. Благоустройство участка «под ключ» с таким заездом предполагает следующие этапы работ:
- Подготовку дренажной канавы – укладку геотекстиля, монтаж водопропускной трубы, заливку железобетонных оголовков, засыпку песка и гравия;
- Укладку на подготовленную поверхность геотекстиля и засыпку песчаной и гравийной подушки, которые хорошо утрамбовывают;
- Сборка армирующего каркаса из арматуры и металлической сетки;
- Заливка бетонной смеси.
Главные плюсы такого въезда – это долговечность, устойчивость перед атмосферными воздействиями, способность выдерживать большие нагрузки. Единственный минус – необходимость в наборе прочности, который протекает в течение 20-30 дней. В этот период лучше не допускать нагрузок на основание и обеспечить регулярное увлажнение плиты.
Выбор технологии обустройства заезда зависит от типа участка и дома (под сезонное или круглогодовое проживание), ворот, использующегося транспорта. В компании «РЕСАНТА» можно проконсультироваться по любым интересующим вопросам в рамках темы комплексного благоустройства.